Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.21.20.008
УДК: 374
ББК: 74.4
Т. Г. Калугина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, ученый секретарь Южно-Уральского научного центра Российской Академии Образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРА
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются условия и механизмы формирования педагогического кластера мегаполиса. Дается анализ научных подходов к формированию педагогического кластера, этапы его становления и развития. Показаны механизмы взаимодействия участников, система управления, предлагаются пути, обеспечивающие взаимодействие организаций общего и высшего образования, способст-вующие синергетическому эффекту за счет непрерывной подготовки педагогов и повышения их профессиональной компетентности.

Материалы и методы. В статье используются общенаучные и педагогические методы: анализ научной литературы, сравнение и обобщение, метод моделирования психолого-педагогических процессов и явлений. Изучение явлений осуществляется на основе кластерного, компетентностного, личностно ориентированного и системного подходов.

Результаты. Результатом научной, организационно-управленческой и методической деятельности по формированию педагогического кластера выступает создание единого образовательного пространства мегаполиса, в котором педагоги смогут проявлять высокую инновационную активность по воспроизводству педагогических кадров нового качественного уровня. Результат деятельности педагогического кластера будет применим всеми участниками такого взаимодействия.

Обсуждение. Опыт многих стран показывает, что активное использование кластерного подхода является надежным механизмом развития экономики, науки и образования. Актуальность формирования кластерного взаимодействия для системы муниципального образования в условиях мегаполиса определяется рядом системных факторов. Кластерный подход позволяет обеспечить формирование вертикальной системы, состоящей из организаций, выполняющих разные функции и объединенных общей деятельностью, а также горизонтальное сетевое взаимодействие, дающее возможность использовать ресурсы партнеров.

Заключение. Педагогический кластер в условиях мегаполиса может дать синергетический эффект только в случае продуманного, целенаправленного и комплексного научно-методического сопровождения. Под научно-методическим сопровождением развития образования для обеспечения непрерывной подготовки квалифицированных кадров в рамках педагогического кластера мы понимаем деятельность по достижению высокого уровня педагогического мастерства, а также по созданию кейс-методик подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии, временных научно-исследовательских коллективов из числа научных работников и профессорско-педагогического состава кафедр университета, педагогов образовательных организаций, специалистов органов управления образованием и их методических центров.

Ключевые слова

кластерный подход, сетевое взаимодействие образовательных организаций; модель управления педагогическим кластером, непрерывная подготовка педагогических кадров в условиях мегаполиса, синергетический результат

Основные положения

Рассмотрены методологические основы кластерной интеграции


в муниципальной системе образования; показана технология создания педагогического кластера в условиях мегаполиса; предложены направления, формы и виды деятельности сетевого взаимодействия в рамках педагогического кластера.

Цитировать публикацию

Калугина, Т. Г.  ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРА [Текст] / Т. Г. Калугина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 100-113. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.21.20.008.

Библиографический список

1. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 12–18.

2. Фоменко С. Л., Деткина И. Н., Бродовских Э. Ю., Управление внедрением профессионального стандарта в условиях педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве (из опыта Екатеринбургского Суворовского училища) [Электронный ресурс] // Информационное агентство “master.kz”. 2017. № 1. URL: http://master.ipksko.kz/kz/m-o-kaz-2/195-upravlenie-vnedren (дата обращения: 25.10.2019).

3. Золотарева Н. М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики России // Образование и наука. 2014. № 5. С. 14–21.

 

4. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. 2-е изд. М. ; СПб. ; Киев : Вильямс. 2006. – 608 с. – ISBN 5-8459-0794-2.

5. Vos A. Qualifications Frameworks Leading to Reforms in East European Education. The Education and Science Journal. 2014. No. 6, pp. 149–157.

6. Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development. Journal “European Planning Studies”. 1997. Vol. 5, no. 1, pp. 3–23. ISSN 0965-4313, ISSN 1469-5944.

7. Мокроносов А. Г., Вершинин А. А. Формирование модели опережающего развития кадрового потенциала территории // Образование и наука. 2014. № 8. С. 19–28.

8. Давыдова Н. Н., Синякова М. Г., Фоменко С. Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 5. С. 36–46.

9. Петухова Т. П. Университет и школы: образовательный кластер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 113–121.

10. Проскурина Т. Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегия // Образовательные технологии. 2011. № 3. С. 53–63.

11. Жуков Г. Н., Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 58–76

12. Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагогического образования / Н. Н. Давыдова [и др.] // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 72–77.